Что сложилось не так с РКПП DSG?

« Назад

Что сложилось не так с РКПП DSG? 11.10.2018 20:46

Что не так с коробкой dsg7Автомобильное сообщество всегда славилось большим количеством горячих споров и непридуманных баек. Одной из последних тем, вызвавших масштабный резонанс, стало появление роботизированных коробок DSG.

Они нашли применение в автомобилях концерна VAG, а потому тема коснулась огромного количества водителей – почти всех владельцев современных моделей Volkswagen, Audi, Skoda и Seat. Присоединились к обсуждению и представители других клубов, ведь о бесконечных поломках и астрономической цене ремонта DSG не перестали говорить до сих пор.

Насколько заслуженно РКПП получила свою дурную славу и так ли страшно все на самом деле? Предлагаем разобраться, откуда взялась эта молва и имеет ли она под собой какую-то почву.

Момент появления DSG

Название трансмиссии ДСГ имеет немецкие корки, и является аббревиатурой фразы «Direkt-Schalt-Getrieb». КПП прямого включения – именно это можно получить, переводя дословно. «Прямое включение» указывает на наличие двух сцеплений, ведь DSG относится к преселективным коробкам.

Также при описании ДСГ часто указывается, что это именно роботизированная коробка. Напомним, что устройству и конструкции «робот» аналогичен обычной механике. Только за управление механизмами отвечает не водитель, а умная электроника. При необходимости переключить ступень, компьютер задействует приводы, разъединяющие ведомый и ведущий диски сцепления, таким образом разрывая поток мощности от двигателя. Затем актуаторы меняют положение валов с шестеренками передач, и происходит обратное соединение дисков.

Выполнить всю эту процедуру быстро у компьютера получается далеко не всегда. Иногда переключение занимает даже больше времени, чем если коробкой управляет человек. Из-за долгого разрыва крутящего момента, страдает в первую очередь динамика езды, скорость разгона.

Исправить ситуацию призвано второе сцепление. Оно позволяет сделать переключение практически мгновенным, что и является одной из сильных сторон DSG. Кстати, схема коробки с двойным сцеплением была изобретена еще в конце 30-х предыдущего столетия. Разработал технологию французский инженер Адольф Кегрессе, но реализовать ее на практике тогда так и не удалось.

Гениальная идея была забыта, и не развивалась до начала 80-х годов. Спустя 50 лет, необычной КПП заинтересовался концерн Ford, а немного позже, инновационная коробка начала использоваться на болидах Audi и Porsche.

DSG – не уникальное решение

Пожалуй, из всей семьи роботизированных трансмиссий, ДСГ – самая известная и нашумевшая. Но сегодня она вовсе не является чем-то эксклюзивным. Помимо концерна VAG, преселективные «роботы» стоят, к примеру, на автомобилях Porsche (PDK), машинах марок BMW, Mercedes-Benz и Ferrari (Getrag), а Ford и Volvo (PowerShift) и т.д.

Также КПП со сдвоенным сцеплением продолжают активно использоваться на гоночных суперкарах и даже в тяжелой сельскохозяйственной технике. То, есть преселективные коробки встречаются почти повсеместно. Но скандальная слава закрепилась именно за DSG от Фольксваген Групп.

Почему так сложилось? Вероятно, потому что именно DSG первыми начали серийно устанавливаться на легковые автомобили. И не все в этом эксперименте пошло гладко…

Учимся отличать «плохие» и «хорошие» ДСГ

Сегодня трансмиссия DSG представлена 4-мя модификациями. Первое поколение было выпущено еще в 2003 году – шестиступенчатый вариант, с заводской маркировкой DQ-250. Отличительная особенность этой коробки – масляный контур двойного сцепления. В данном случае, диски узла находятся в масляной ванночке, что снижает силу их трения. Такое решение позволило обеспечить хорошее охлаждение дисков и минимизировать износ, при довольно большом крутящем моменте - до 350 Нм. Минусом же стали крупные габариты узла и большие потери мощности. Устанавливать такую КПП на малолитражки было совсем нецелесообразно.

Поэтому спустя 5 лет, инженеры концерна VAG и компании LuK рискнули, выпустив следующую коробку – DQ-200. Она получила шесть ступеней, а сцепление стало обычным – сухим. По замыслу, такой агрегат должен был справляться с крутящим моментом до 250 Нм. Этого бы хватило для небольших автомобилей, с мощностью двигателя вплоть до 1.6. Но либо спешка, либо ошибки в расчетах, привели к массовым поломкам DQ-200. Преждевременный износ стал обычным явлением, а потому о надежности КПП не могло идти и речи.

Конечно же, позже все слабые места систематически устранялись, и после ряда доработок, DQ200 перестала быть настолько проблемой. Но именно этот момент в истории ДСГ и стал точкой ухудшения репутации.

Кстати, после этого VAG представил еще две модификации своей РКПП. Одна из них (S-tronic) была разработана специально для машин Ауди, с продольной компоновкой, а вторая – получила еще большую мощность (до 500 Нм). Обе коробки вновь были оснащены «удачным», мокрым сцеплением, и получили одобрение в мировом автосообществе.

Стоит ли покупать машину с DSG?

Если Вы задумались о покупке поддержанного автомобиля, важно узнать, какое именно поколение ДСГ на нем установлено. В той или иной мере избегать стоит семиступенной версии с сухими сцеплениями. Стоимость и регулярность ремонта может испортить впечатление от покупки авто.

Что же касается других поколений DSG, а также более современных моделей (от 2013 году) – они работают без нареканий и доставляют проблем не больше, чем другие трансмиссии. При этом взамен, Вы получаете безоговорочный комфорт, экономичность и превосходную динамику!